Аттестация. Общие правила и этикет.

Иерархическая структура айкидо в принципе не отличается от системы классификаций, принятой в большинстве школ боевых искусств. Изучающие айкидо подразделяются на две категории - первая включает тех, кто имеет степень кю, а вторая - тех, кто имеет степень дан.

К категории кю принадлежат ученики, которые еще не заслужили степени дан и поэтому не получили своего черного пояса. В соответствии со своим тренировочным опытом, они, в свою очередь, подразделяются на разряды, которые обычно начинаются с 5-ой степени кю (низшая степень) и заканчиваются 1-ой степенью кю.

К категории дан относятся практикующие, которые заслужили свой черный пояс. В соответствии с мастерством и опытом, они в свою очередь подразделяются на разряды, начиная от 1-го дана (седан) и прогрессируя вверх до 9-го дана (кудан) и выше. Согласно японской традиции, система разрядов не распространяется на Основателя школы и на его сына или преемника. Ученики, имеющие степень дан от 1-го и выше, носят черный пояс поверх своей униформы (ги) и под юбкой-брюками с большим вырезом сбоку (хакама).

Для получения каждой степени кю и каждого дана существуют определенные требования относительно времени, затраченного на тренировки, владения соответствующими приемами и так далее. Для проверки навыков претендентов на получение степени проводится экзамен (аттестация).

Униформа для занятий

На экзамен нужно приходить в специальной униформе. Общая для всех учеников униформа состоит из куртки и брюк с поясом.

Одевание униформы

Завязывание пояса

Экзамен проходит в зале с ровной и эластичной поверхностью, достаточно мягкую для того, чтобы смягчить кувырки и падения, и в то же время достаточно твердую, чтобы не повредить ноги и не воспрепятствовать быстрым и текучим движениям, являющимся основой айкидо. Обычно покрытием пола являются борцовские маты, пено-резиновые ковры и другие, имеющиеся в наличии материалы. Как правило, пространство для занятий имеет прямоугольную или квадратную форму, а его части имеют названия в соответствии с принятым в данном додзё этикетом.

Татами

Главная часть мата, являющаяся центральной точкой всего додзё, называется "верхним местом" или камидза (дзёдза). Там размещаются инструкторы и экзаменационная комиссия, почетные гости. Обычно это место можно узнать, потому что там традиционно находится портрет Мастера Уэсибы или на стене в рамке висит образец каллиграфии философского содержания (гаку). Напротив камидза размещается часть зала, называемая "нижнее место", или симодза. Это место, где располагаются ученики.

Обычно ученики усаживаются в порядке, определяемом их разрядом. При этом более продвинутые ученики садятся с верхней стороны (дзёсеки) слева от камидза. Эта часть (дзёсеки) иногда используется инструктором вместо камидза, когда его во время церемоний занимают почетные гости. С правой стороны от камидза находится часть мата, называемая "нижняя сторона" (симосеки), где располагаются ученики, если их инструктор сидит на дзёсеки.

Поведение учеников в зале обусловливается глубоким уважением к месту и к людям, которые туда приходят. В общем, можно сказать, что их поведение должно отвечать нормам приличия, принятым н цивилизованном обществе. Помимо этого, ученик должен следовать определенным четким правилам поведения.

Когда ученик ступает на мат, он должен выполнить легкий поклон в сторону камидза. Этот поклон выполняется в соответствии с правилами, установленными для приветствия (рицурэй).

Рицурэй

Он осуществляется в нормальной, естественной позе (сидзэн хонтаи). Туловище наклоняется вперед приблизительно на 30 градусов, а кончики пальцев касаются передней части бедер над коленями. Обычно считается неправильным склоняться слишком низко - так, чтобы при этом человек, находящийся перед учеником, видел его затылок.

После поклона ученику следует ожидать начала экзамена и проводить это время с пользой для себя, выполняя общефизические или подготовительные упражнения. Ученик также может сесть, расслабиться и выполнять специальные упражнения для развития Внутренней Силы. Когда наступает время начала экзамена, ученик должен занять соответствующее своему разряду место среди других учеников и сесть в положение сэйдза.

Позиция сидя называется сэйдза. Чтобы принять ее, необходимо отставить левую ногу на полшага назад и, согнув ее, опереться коленом о татами, при этом сохраняя спину и шею прямыми.

Позиция сейдза

Затем точно так же сгибается правая нога, которая приставляется к первой так, чтобы большие пальцы обеих ног перекрещивались или касались друг друга. Вес тела должен быть в основном сконцентрирован на пятках. Руки покоятся на бедрах ладонями вниз - пальцы либо слегка развернуты внутрь, либо сжаты в неполный кулак. Расстояние между коленями должно быть таким, чтобы там помещались два кулака. Разновидности этой позы отличаются друг от друга только положением ног. Допускается не перекрещивать пальцы или же перекрещивать нши перед собой в индийском стиле. При этом необходимо соблюдать правило - спина должна оставаться прямой, Чтобы встать из сэйдза, нужно выполнить все в обратной последовательности. Ученик отрывает бедра от пяток, сгибая пальцы ног и упираясь их кончиками в татами. Правое колено отрывается от мата первым, и правая ступня ставится возле левого колена. Затем от мата отрывается левое колено, и левая нога ставится рядом с правой. Все движение должно выполняться быстро и плавно.

Перед началом экзамена экзаменационная комиссия и ученики делают поклон в сторону камидза. Церемониальный поклон в стиле дзарэй начинается с исходного положения сэйдза.

Поклон дзарэй

Ладони рук кладутся перед собой на татами на расстоянии приблизительно 15 см от коленей, пальцы рук развернуты вовнутрь. Туловище наклоняется вперед (как в рицурей) на угол приблизительно 30 градусов, локти слегка разведены в стороны. Не следует слишком сильно наклонять вперед голову - нужно держать ее на одной линии с остальным туловищем. Ягодицы не должны отрываться от пяток.

После того как члены комиссии развернутся к ученикам лицом, ученики обменивается дзарэй с ними. Затем начинается экзамен.

Учеников вызывают для сдачи экзамена, называя их имя и фамилию. Услышав свою фамилию ученик должен встать, выйти на татами, подойти к ученику, который будет ассистировать в выполнении экзаменационных техник и пригласить его поклоном. Сдающий экзамен (нагэ) и его ассистент (укэ) садятся в центре татами в сейдза так, чтобы сдающий экзамен ученик был ближе к членам комиссии. Если для экзамена вызывается одновременно несколько учеников, то пары нагэ/укэ должны располагаться на татами в одну линию. После того, как вызваны все сдающие экзамен ученики, они совместно со своими укэ делают поклон дзарэй членам комиссии, а затем нагэ и укэ разворачиваются друг к другу и обмениваются поклоном дзарэй между собой. Желательно, чтобы эти поклоны все участвующие в экзамене делали синхронно.

Председатель экзаменационной комиссии называет технику, ученик при помощи своего укэ начинает ее выполнять до сигнала о переходе к выполнению следующей техники либо об окончании экзамена. После сигнала об окончании экзамена нагэ и укэ обмениваются поклонами между собой, делают поклон экзаменационной комиссии и возвращаются в общую линию учеников.

При выполнении экзаменационных техник рекомендуется придерживаться следующих правил:

Содержание программы экзаменов на различные степени можно посмотреть по следующим ссылкам: